Быть гостем Крыма и упустить из виду фигуру графа М. С. Воронцова сложно. Мы уже обращались к его имени, когда говорили о дворце княгини Гагариной (адъютантом графа был второй муж Анастасии Давидовны). В 1823 г. Михаила Семёновича назначили генерал-губернатором Новороссийского края. В основном светлейший князь находился в Одессе. Но стоило проехать 600 км на юго-восток, и граф достигал своей летней резиденции (г. Алупка), известной как Воронцовский дворец. Мы пришли сюда по-английски 😀. Михаил Семёнович был англоманом: его отец был русским послом в Лондоне, поэтому граф вырос на Британских островах. И позже свою крымскую штаб-квартиру он выстроил в тюдоровском стиле XVI века. Погода усилила впечатление: Туманный Альбион на берегу Чёрного моря. Автор проекта – англичанин Эдвард Блор. К слову, архитектор ни разу не был в Крыму и план составлял по зарисовкам местности. Как оказалось, усадьба Воронцова – пример романтизма. А в архитектуре романтизм – это эклектика. Стиль Тюдоров слился с неомавританским направлением. С северной стороны замок – английский особняк, а с южной – турецкий дворец. Но всё удивительно гармонично. Здание возводили четверть века. Сложностью в строительстве было то, что основной материал – твёрдый диабаз – одновременно невероятно хрупкий. Неточное движение – и глыба превратится в россыпь камушков. Вручную трудились оброчные крепостные из Московской и Владимировской губерний. Настоящие мастера своего дела. Заходим внутрь палат. Столько изящества, будто в комнатах работал Фаберже. Вот, кажется, резной потолок, но это только роспись под дерево. Следом – ситцевая комната: боковые поверхности обиты дорогим в те годы ситцем. А это голубая гостиная: потолок и стены украшены цветочной лепниной. Китайский кабинет, зимний сад (раньше здесь летали экзотические птицы), парадная столовая (сущий рыцарский зал из средневековья)... Мебель – творение русских древотёсов. Строили усадьбу – возводили и парк. Так было принято. Завезли 200 видов растений со всего мира. Здесь тоже работал принцип романтизма. Высокие деревья садили рядом с низкими кустарниками, бурая кора перекликалась с графитовой. Разбили три озера. В одном – таинственно отражается луна. Другое, лебединое – подходит для прогулок в жаркий полдень. А если разглядеть своё отражение на глади третьего, зеркального озера, считалось, можно увидеть свою душу. Местный пейзаж облюбовали и окрестные жители: парк был открыт для всех. Вообще, дворец – счастливец. Он не превратился в дом отдыха после национализации, а сразу стал музеем. Его не успели взорвать оккупанты во время Великой Отечественной войны (Гитлер планировал раздать крымские имения отличившимся военачальникам, себе отводил Ливадийский дворец). Конечно, немцы многое вывезли, но, благо, замок остался цел. Во время Ялтинской конференции 1945 г. палаты стали резиденцией делегации Великобритании. У. Черчилль говорил, что даже на его Родине нет такой красоты. Однажды в продолжение визита к графу Воронцову Николай I шутливо возмутился, почему его подчинённые живут лучше, чем император. Но, вероятно, за этим мнимым недовольством – восхищение делами рук человеческих. ° Возможный заголовок текста: "Идеи для интерьера, или Убранство Воронцовского дворца". #крым #воронцовскийдворец #ОткрываемРоссиюВместе